история репа взгляд в прошлое:как ни странно, но рэп живет на этой планете не десять лет, как думают многие, и даже не двадцать, а намного больше. рифмованную речь (именно речь, а не пение) еще в сороковых годах использовал при общении со своими слушателями cab calloway. подобный неожиданный для публики ход пускали в дело и такие исполнители, как arlo gutherie, bo diddley, charlie daniels и lou rawls, совершенно неизвестные в россии. что уж говорить о ломаном ритме, живущем на земле не одно столетие и использовавшемся с различными целями практически всеми народами. но все выше сказанное это скорее дебри, тема отдельного разговора, тогда как официально рэп как таковой появился благодаря одному ди-джейскому приему, распространенному на ямайке. назывался он toasting и по мнению многих был отпочкованым от музыкального стиля ska. рожден тоустинг был благодаря доступности звуковой аппаратуры, и заключался собственно в незамысловатом наложении голоса (в основном стихов) на уже имеющуюся чужую фонограмму.
впервые рэп увидел свет в черных диско-клубах южного бронкса (нью-йорк) в середине семидесятых. c этого то момента новый стиль и начинает свой музыкальный рост и победоносное шествие по миру...
год 1976. africa bambaataa и компания устраивают первую свою вечеринку в центре bronx river community. в последствии она войдет в историю, как "первая ласточка" легендарных акций, устраиваемых "батькой хип-хопа".
год 1977. хоповые акции , устраиваемые прямо на улицах нью-йорка, становятся очень популярными. первыми устроителями подобных мироприятий были такие пионеры рэп-музыки, как grandmaster flash и kool dj herc .
год 1979. коллектив sugarhill gang выпускает первый более-менее коммерческий рэп - диск "rapper's delight", ставший первой хоповой пластинкой, попавшей в top 40 великобритании и соединенных штатов америки и зазвучавшей на радио. запись одновременно являлась и дебютным релизом лейбла sugarhill, основанного в нью-джерси сильвией робинсон, придерживавшейся музыкального стиля r'n'b. в том же месяце другой рэпперский альбом - "fatback xiii" группы fatback band врывается в поп-чарты всего мира. уникальность этих двух релизов была в том, что представленные композиции не имели совершенно ничего общего с современным полностью сэмплированным рэпом - то была живая альтернативная музыка, со специально приглашенными барабанщиками и гитаристами.
а в ноябре sweet tee (настоящее имя таня уинлей ) на лейбле paul winley своего папаши выпускает трэк под названием "vicious rap", вошедший в историю, как первый рэп, исполняемый женщиной - мс.
год 1980. "некоронованный король рэпа" kurtis blow впервые в истории хип-хоп-музыки выпускает "золотой" сингл - "the breaks" и вскоре подписывает контракт с настоящим монстром среди звукозаписывающих компаний - лейблом mercury records.
в том же году участники брейк-данс команды high times crew арестовываются за танцы в метро washington heights. фотографии этого инцидента и собственно самого танца появляются в "new york post", являясь, по утверждениям многих, первыми фото, запечетляющими би-боев.
силу тем временем набирает женский рэп - группа sequence , полностью состоящая из представительниц прекрасного пола , пробивается в чарты , открывая дорогу другим рэппершам - roxanne shante (вышла на сцену в 84-ом) , salt-n-pepa (появились в 85-ом) и mc lyte, начавшей рэповать в 87-ом.
тогда же открывается и одна из первых радиопередачь, всецело посвяшенных рэп-музыке - трехчасовая "mr. magic's rap attack " на радиостанции whbi.
где то в этот же период белая исполнительница blondie, неплохо обосновавшаяся в различных поп-чартах всего мира, записывает сингл "rapture" c элементами рэпа, вскоре ставший общепризнанным хитом.
год 1981. grand master flash записывает "adventures on the wheels of steel"- первую рэповую запись, запечатлевшую скретч.
год 1982. grand master flash и его furious five выпускают "the message", первый за все существования хопа полит-рэп. запись положила начало настоящей эре использования хип-хоп музыки как оружия политической борьбы.
стоит отметить, что рэп по-прежнему оставался инструментальной музыкой, исполнители все еще приглашали для записи "живые" ансамбли, а использование каких бы то ни было сэмплов просто не практиковалось.
тем временем батяня хип-хопа africa bambaataa вместе с sonic force записывает "planet rock", первый трек, выдержанный в стиле electro funk (или же techno funk), специальной музыкальной форме, как нельзя лучше подходяшей к брейк-дансу.
год 1983. herbie hancock & grandmaster d.s.t. впервые в истории "скрещивают" хип-хоп и джаз , что приводит к записи песенки "rockit". а африка бамбаатаа заканчивает работу над "looking for the perfect beat", первой записью, в которой можно было проследить что то похожее на сэмплинг. к тому же песня, будучи записанной на "tommy boy records" , закрепляет компанию в статусе хип-хоп лейбла.
год 1984. рэп-группа ufto выпускает сингл "roxanne, roxanne", рассказывающий о какой-то выдуманной супер-красавице по имени роксана. благодаря тому, что песня пользовалась просто поразительной популярностью, молодые рэпперши, бравшие себе псевдоним "roxanne" и говорившие, что пелось именно про них, росли как грибы. единственной настоящей талантливой исполнительницей из этого потока "роксан" была roxanne shante, ставшая популярнее самих ufto и даже вынудившая этих гордых рэпперов вовсе уйти из шоу-бизнеса.
тогда же в лос - анджелесе открывается первая американская рэп-радиостанция kday, а концертный тур run dmc, kurtis blow, whodini, fat boys и neweleus под названием "fresh fest" становится первым столь прибыльным хоповым туром (3,5 миллиона долларов за 27 выступлений).
заканчивается год встречей белого продюсера рика рубина с братом участника группы run dmc расселом саймонсом , вскоре основавших лейбл "def jam recordings". компания, продвигая таких деятелей, как run dmc и ll cool j, вскоре становится очень могещественной в хоповых кругах и начинает сотрудничество с "cbs records".
год 1986. тем временем, как развивается аппаратура , развивается и музыка. сразу несколько релизов 86-го года значительно расширили стилистические рамки рэпа, привлекая к этой музыке все больше и больше внимания.
на уже упомянутом лейбле def jam группа run dmc выпускает альбом "raising hell", представляющий из себя этакий конгломерат рэпа и старого доброго рока. недооценить роль этого альбома, которую он сыграл для мировой хип-хоп сцены, было бы преступлением. именно после выхода этого мульти-платинового диска , ставшего воистину революционным в рэпе, великолепная троица из куинса стала первой рэп - группой, участвовавшей в "american bandstars" и продавшей 4 миллиона копий своего альбома по всему миру, первой рэп-группой, чей клип был показан на mtv и в конце концов первой рэп-группой, запечетленной на обложке всемирноизвестного журнала "rolling stone".
в то же время рэп окончательно пересекает рассовую границу - появляются небезизвестные белые "рэп - панки" beastie boys со своим "licensed to ill", смесью хип-хопа и сырого гаражного звука. ребятки стали первыми рэпперами, сразу же попавшими на верхние строчки поп-чартов, да и вообще на сегоднешний день они - настоящие живые легенды рэп-музыки.
год 1987. в южном бронксе убивают dj scott larock, а в лос-анджелесе уже окончательно намечается тенденция к наиболее экстремальной лирике рэп-композиций - форме, получившей название "криминальный рэп" - gangsta rap. на самом деле, о ненависти к полицейским и белым некоторые рэпперы читали еще в начале 80-х, но именно с наступлением 87-го он окончательно стал самостоятельным стилем. в этом году ice t, о котором вы все наверняка наслышаны, записывает свой дебютный альбом rhyme pays, яркий пример гангста-рэпа, получивший статус "золотого". одновременно с этим релизом вышли еще два альбома, ставших на сегодняшний день классикой рэп-музыки - "criminal minded" boogie down productions - рэп с явным влиянием рэгги в плане читки и некоторым колличеством песен со стопроцентной гэнгста-тематикой, и "paid in full" eric b. & rakim с очень классным звучанием как текста, так и музыки.
год 1988. лейбл def jam раскалывается на два направления - рассел саймонс уходят в columbia records, а рик рубин покидает jам для создания def american.
в том же 88-ом вышел и другой воистину революционный (и кстати платиновый) диск - "it takes a nation of millions to hold us back" public enemy. эта монументальная работа имела широкий общественный резонанс , а "don' t believe the hype" с альбома стала настоящим гимном молодежи восьмедисятых - девяностых. вместе с выходом этой пластинки рэп стал действительно не только музыкой , но и мощным политическим оружием . четверо чувачков из лонг-айленда стали говорить о социально значимых проблемах , несовершенности построения американского общества и системы судопроизводства, о том, что черных подростков убивают на улицах, в конце-концов о том, что предки сегодняшних жителей куинса или бронкса были не только рабами, но царями и царицами. с появлением "врагов народа" в рэп-музыке окрылись совершенно новые, почти никем неизведанные просторы лирики - социально-политические...
год 1989. композиция "fight the power" public enemy входит в фонограмму фильма "do the right thing" небезизвестного режиссера спайка ли. песня очень ярко отображает настроение черного подростка , забитого и вечно притесняемого - долго подавляемые желания и раздрожение рано или поздно вырывается наружу и тогда уж окружающим несдобровать.
кстати вскоре один из участников public enemy по прозвищу professor griff изгоняется из группы за рассисткие высказывания , продекламированные им в интервью "washington post". грифф, будучи лидером танцевальной команды "врагов народа", покинул коллектив и вскоре создал проект last asiatic disciple.
группа nwa выпускает альбом "straight outta compton", в рекордные сроки ставший "золотым". роль этого диска в творчества nwa и в целом для ганг-хопа западного побережья можно сравнить разве что с влиянием the beatles на рок или марвина гея на соул. straight outta compton - даже не классика, это просто библия криминального рэпа. кроме этого,группа послужила "стартовой площадкой" для рэпперов, ныне известных по сольной карьере - dr. dre, ice cube, eazy-e и mc ren. фбр, тщательно прослушав альбом и особенно песню "fuck the police", рассылает шефам полиции предупрелительные записки и тексты песни, называя её "ярким примером возбуждения агрессивных чувств у черных банд, держащих в страхе улицы лос-анджелеса". nwa прокоментировали ситуацию просто - "следующий наш диск будет называться "fuck fbi".
тем временем принципиально нового звучания в хип-хопе добивается команда de la soul - причудливый фанковый саунд и абстрактные, трудные для понимания простому смертному тексты...
год 1990. ice cube своим уходом кладет начало падению легендарных nwa. группа вскоре просто разваливается , и каждый участник уходит в соло. но прежде ребята рассорились друг с другом настолько , что между ними развернулась настоящая война. особенно долго грызлись между собой dr. dre и eazy-e, два настоящих апостола гангста-рэпа западного побережья. перманентному соперничеству парочки пришел конец лишь в 96-ом году, когда изи скончался от вируса имунодеффицита.
год 1991. в 91-ом public enemy и незабвенные волосатые металлисты anthrax выпускают сингл "bring the noise" 88-го года в современной, рэпово-металлической обработке. такая версия полюбилась публике намного больше, чем оригинал и окончательно закрепила связь между черным рэпом и белым "металлом".
тем временем предприимчивые продюссеры прибрали первую рэп-радиостанцию kday к рукам , и вскоре от былой славы легендарного радио не осталось и следа - kday просто продали...
в это же время "заслуженный рэппер америки" mc hammer, находясь на волне популярности, становится главным героем комиксов "hammer-man".
год 1992. dr. dre выпускает мульти-платиновый альбом "the chronic", рассказывающий о гангстерском образе жизни и перегруженный матом, агрессией и оружием как многотонный крейсер. с этого момента в рэпе начинаются новые времена - наклеечка "родители , внимание : ненормативная лирика" появляется почти на каждой хоповой записи, а поклонники начинают следить за упехами своих кумиров по репортажам из залов суда - рэпперам инкриминируют почти весь уголовный кодекс - от хранения нескольких граммов наркотиков, до вооруженных ограблений и убийств. "хроника" (так на рэпперском сленге называют "травку") открывает в рэп-музыке новую эру - быть отъявленным головорезом в хип-хопе становится действительно модно…
(unknown writer)